Криминальная Россия
Туристический рюкзак: прошлое и настоящее
25.08.2012 г.
Статья об истории рюкзаков, об их классификации и особенностях каждой из них.

Рюкзак – это, бесспорно, самый главный элемент снаряжения туриста и важнейшая часть практически любого путешествия. Отправляетесь ли вы в поход в горы, устраиваете дальнюю лыжную прогулку илипутешествуете по реке – удобная емкость для вещей всегда необходима!

Историки утверждают, что рюкзак был придуман очень и очень давно, хотя конкретная дата его «появления на свет» неизвестна. Тем не менее, о справедливости догадки ученых свидетельствует следующий факт. В сентябре 1992 года археологи вели раскопки на одном из ледников Альп, и обнаружили скелет тела доисторического человека, который сохранился в очень хорошем состоянии. Невероятно, но на его спине было обнаружен предмет, очень сильно напоминающий рюкзак! Он представлял собой U-образную раму, которая была выполнена из пары брусков орешника, скрепленных между собой досками лиственницы. В рюкзаке находились некоторые вещи из обихода древнего человека, которые были отправлены в лабораторию для детального изучения. В результате выяснилось следующее: пожитки нашего предка датируются приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. То есть выходит, что рюкзаки использовались в обиходе еще пять тысяч лет назад!

Рюкзак долгое время был поделкой кустарной, его промышленное производство началось только в 30-х годах XX столетия. Удивительно, но первая заводская модель рюкзака с незначительными изменениями производится и по сей день, правда популярна она, в большей степени, среди дачников, чем среди туристов и путешественников. Советский альпинист Абалаков, создал собственную модель рюкзака примерно в то же время. В его «разработке», на самом деле, ничего новаторского не было, он просто использовал полученный европейский опыт (на Кавказ довольно часто приезжали туристы из Австрии и Германии). Производство в свою очередь переняло разработку у Абалакова, правда несколько упростила его конструкцию, вследствие чего рюкзак стал менее удобным. Тем не менее «абалаковская» модель долгое время пользовалась популярностью и была снята с производства не так давно.

Самым легендарным советским рюкзаком был рюкзак «от Ярова», это была уже вполне современная конструкция с боковой шнуровкой и детально продуманной правильной системой лямок. Единственным недостатком оставалось лишь отсутствие поясных ремней. «Яровские» рюкзаки активными темпами шились к Олимпиаде-80 в Москве, на клапанах, разумеется, изображались олимпийские символы: пять колец и обаятельный мишка. Кстати, эти нашивки родили забавную шутку, туристы-диссиденты перешивали олимпийского мишку: отпарывали и пришивали задом-наперед, это значило: «медведь отправлен в ссылку».

Проблема у первого советского, «абалаковского» и «яровского» рюкзака была одна – они были мягкими, не имели никаких элементов жесткости, а потому первая модель с каркасом из алюминиевых труб и поясным ремнем «Ермак» породила настоящий бум.

Но модель была продумана не до конца, разработчики не предусмотрели, тот факт, что если турист будет падать назад, он непременно серьезно ударится головой о верхнюю перекладину каркаса. «Ермак» в результате стал причиной множества несчастных случаев.

Недостаточное разнообразие моделей и недочеты конструкций не устраивали бывалых советских туристов, в результате это привело к появлению «индустрии» самодельных рюкзаков. Свое «ноу-хау» должен был изобрести любой уважающий себя путешественник, этот факт создал огромнейший ассортимент. Конечно, он был не так  велик, как сегодняшний большой ассортимент безлимитных тарифов, но все равно остановится на конкретной модели, было очень сложно.

В конце 80-х годов, наконец-то появился один более-менее стандартный вариант рюкзака, который имел максимум плюсов и минимум недостатков, в Питере эту модель почему-то прозвали «американкой». Что же он собой представлял? В качестве внутреннего каркаса использовался толстый лист полипропилена, который во время привалов мог служить ковриком-подстилкой. Ширина мешка составляла примерно полметра, а высота была около восьмидесяти сантиметров. В конструкцию входил широкий поясной ремень, сверху которого имелся специальный большой клапан, а объем регулировался посредством боковых стяжек. Самой главной отличительной чертой «американки» была особенная система подвеса лямок, они имели дополнительную точку крепления, которая крепилась над плечами и не позволяла высокому наполненному рюкзаку оттягиваться от спины. В качестве материала изготовления применялся технический капрон, найти который, между прочим, было очень непросто. Фурнитура же и вовсе всегда изготавливалась самостоятельно: выпиливалась из дюраля, хитрым образом сооружалась из металлических колец для ключей и т.д.

В 90-х годах стали появляться специальные кооперативы по производству туристического сооружения, туда шли работать те, кто и до этого шил рюкзаки на дому под заказ.

Довольно быстро эти кооперативы выросли в успешные предприятия, продукцию которых сегодня можно видеть в спортивных магазинах и отделах туристического снаряжения.

Кроме того, в 90-х годах в Советский Союз хлынула масса зарубежных моделей, после чего проблема выбора окончательно исчерпала себя. Сегодня же купить идеальный рюкзак даже проще, чем приобрести серебряный номер телефона, хотя их огромный ассортимент предоставлен в нынешнее время в любом интернет-магазине провайдера сотовой связи.

Все многочисленные модели рюкзаков можно условно поделить делятся на мягкие, каркасные и станковые. Давайте поговорим подробно о каждом из типов.

Не трудно догадаться, что главная особенность мягкого рюкзака – это отсутствие жестких элементов в каркасе. Они производятся самых разных объемов: от крошечных до громадных. Конечно, главные достоинства мягких моделей – это компактность и минимальный вес. Для того чтобы модель приобрела жесткость, его нужно правильно уложить, а это, кстати сказать, целая наука. Бывалые путешественники рекомендуют предварительно уложить внутрь рюкзака коврик из пенополиэтилена, либо поместив его вдоль спины, либо свернув и разместив по всей окружности модели. Правильно уложенный мягкий рюкзак ничем не уступает более продвинутым каркасным.

Рюкзак на каркасе – это сегодня самая популярная среди туристов модель. Большая часть из них сегодня строится на каркасе из специальных «алюминиевых лат», которые придают спине вертикальную жесткость. Если рюкзак имеет большой объем – 60-120 литров, то латы вшиваются, а если размер не велик, каркас отделяют от основного объема (это предпринимается для вентиляции спины). Главное отличие каркасного рюкзака от станкового в том, что его несущая часть интегрирована в мешок или частично, или полностью. Наиболее простая модель каркаса представляет собой две упругие пластины, которые или располагаются строго параллельно, или немного расходятся к верху, образуя при этом букву V. Некоторые модели имеют съемные латы, то есть рюкзак может легко превращаться из мягкого в твердый и обратно. Такая функция оказывается очень нужной во время водных путешествий.

Станковый рюкзак представляет собой каркасную модель, доведенную до логического завершения. «Станок» - это внешняя рама, на которую крепится подвесная система – лямки и пояс, кроме того предусмотрен подвес мешка или какого-либо другого груза.

Есть говорить простыми словами, станковый рюкзак – это рама с лямками, к которой можно «прицепить» что угодно.

 Безусловно, главная сфера применения станковых рюкзаков – это дальние туристические пешие походы. Особенную ценность они также приобретают при необходимости переноски очень тяжелых грузов, а такое зачастую необходимо при заброске на место раскопок экспедиции археологов. Станковые рюкзаки очень часто используются жителями горных поселений, так в Гималаях и Татрах есть специальная профессия – горный носильщик, задача которого разносить по хижинам тяжелые грузы. Поскольку такая работа больше похожа на спорт, проводятся даже специальные соревнования, до участия в которых могут допустить как профессионала, так и любителя. Конечно, там где соревнования, есть и рекорды, а потому невозможно не упомянуть Лацо Куланго, который в 1993 году смог поднять на высоту 1,5 км груз весом 207 килограмм! Безусловно, этот рекорд закономерный результата долгой и упорной физической подготовки, однако и рюкзак сыграл тут не последнюю роль.

Существуют такие модели станковых рюкзаком, к которым даже можно прикрепить снизу колесики, таким образом, они превращаются в удобную тележку. Еще одна интересная разновидность «станков» - рюкзак-стул, их очень любят специалисты по спортивному ориентированию.

Какой бы не была модель рюкзака – мягкой, каркасной или станковой, важнейшей характеристикой каждого из них является материал изготовления. Конечно, чем прочнее материал, тем изделие надежнее.

Большинство модель шьется из синтетической ткани, среди которых очень популярны Cordura и Oxford. Первый материал прочнее, зато второй мягче и легче. Сегодня также активно используются не так давно появившийся TitanTex, он обладает исключительными прочностнымихарактеристиками, который обеспечивается за счет вплетения в него специальных нитей.

Cordura выпускается различной плотности и соответственно маркируется различными цифрами. Здесь цифра является показателем качества, чем она выше, тем материал надежнее и прочнее. Во многих случаях ткани комбинируют, места рюкзака, которые в большей степени подвержены затирке, шьют из более плотных материалов. Важный момент в изготовлении современных рюкзаков – использование методики горячего кроя. Это значит, что края всех деталей, выполненных из синтетической ткани, должны быть оплавлены, иначе ткань очень быстро обтрепится.

Конечно, все современные синтетические ткани имеют водонепроницаемый слой, но это, на самом деле, довольно неоднозначный плюс. Во-первых, потому что при сильном дожде или переправе через реку рюкзак все равно промокнет – вода проникнет через швы, а, во-вторых, пропитка недолговечна. Вот почему сегодня по-прежнему можно встретить в туристических магазинах модели, которые изготовлены из самого обычного технического капрона.

 
« Пред.   След. »


Статистика

Rambler's Top100