Криминальная Россия
Главная
Алкоголизм
20.01.2017 г.
Алкоголизм
На психологию личности учащегося существенное влияние оказывает употребление им алкоголя и его заменителей. Известно, что современный алкоголизм «помолодел». Абсолютное большинство учащихся до поступления в училище употребляло алкоголь, многие впервые «попробовали» его в семь лет. Средний возраст начала систематического употребления алкоголя составляет 13 лет. Примерно в 15—16 лет у многих подростков начинает формироваться склонность к алкоголизму. При этом облегчает процесс алкоголизации в 75% случаев наследственная отягощенность (в 65% случаев страдал алкоголизмом отец, в 10% случаев — мать). Процессу алкоголизации несовершеннолетних присущи появление вначале психической, а затем и физической зависимости от алкоголя. При этом у них преобладает групповая психическая зависимость над индивидуальной.

Значительная часть учащихся, содержащихся в специальных ПТУ, совершила правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. У другой части несовершеннолетних мысли о совершении правонарушения возникли в трезвом виде, а алкоголь явился лишь «пусковым механизмом» (эти лица пили «для храбрости» перед совершением асоциальных действий). Третья группа учащихся совершила правонарушение в трезвом состоянии, но с целью добыть средства для приобретения спиртных напитков. Наконец, следует особо выделить учащихся (преимущественно старшего возраста — от 16 и более лет), состоящих на учете в наркологических кабинетах, потребность в алкоголе у которых проявляется и в училище, что побуждает их искать нелегальные пути приобретения алкогольных напитков или искать их заменители (нитрокраски, одеколоны, растворители и т. п.).

Алкоголизм, как известно, ведет к деградации личности, возникновению существенных изменений в ее структуре, носящих, как правило, необратимый характер. Особенно губительно действует алкоголь на несовершеннолетнего, организм которого находится в стадии развития, а личность — в стадии становления. Поскольку алкоголизм, как болезнь, прогрессирует незаметно для личности, то многие из алкоголиков не видят или не хотят видеть этих изменений, не считают себя больными. Некоторые из них не желают избавиться от недуга, отказываются от лечения, нарушают предписания врачей. Заблуждаются и те, кто считает, что в любой момент могут избавиться от алкоголизма сами, если захотят.

Нарастание болезненной потребности в приеме алкоголя на разных стадиях заболевания несовершеннолетнего протекает в следующих основных формах: восходящей, развивающейся постоянно, но относительно медленно (прогредиентной): неравномерной, с кратковременными послаблениями болезненного процесса, за которым идет его новое нарастание (мерцающей). В последнее время у несовершеннолетних выявлена третья форма — ударная, характеризующаяся особой интенсивностью и кратковременностью протекания.

Так, систематическое употребление алкоголя в течение 6-8 месяцев достаточно для возникновения болезненной зависимости у подростка. Даже если человек бросил пить на какой-то период (2—3 года), то после этого бывает достаточно употребить алкоголь несколько раз, и болезненный процесс немедленно обостряется. За последние годы отмечен бурный рост женского алкоголизма среди несовершеннолетних, а также расширение ассортимента употребления подростками спиртных напитков. Употребление алкоголя несовершеннолетними начинается в форме удовлетворения потребности в общении и проведении досуга.

Большинство подростков начинало употреблять алкоголь в компаниях взрослых (или в компаниях своих сверстников и взрослых). Алкоголь не только вредит здоровью, он подрывает моральные устои человека, так как ведет к сужению диапазона интересов, уменьшению круга новых знакомств с положительными видами деятельности. Потребность в общении приобретает однобоко избирательный характер и удовлетворяется уличными знакомствами в ходе алкогольных эксцессов. Вначале у несовершеннолетнего исчезает интерес к деятельности, требующей интеллектуальных усилий, затем сфера интересов, связанных с удовлетворением материальных потребностей, приобретает искаженный характер, начинаются поиски средств для приобретения алкоголя. Это побуждает несовершеннолетних постепенно вставать на путь обмана родителей, совершения краж, вымогательства и других правонарушений.

Алкоголизм зарождается и на почве несчастий, срывов в личной жизни несовершеннолетнего, возникновения тяжелых семейных обстоятельств, т. е. в так называемой стрессовой ситуации отрицательной направленности. Особенно это касается лиц женского пола. Развитие женского алкоголизма идет вслед за мужским, несовершеннолетние женского пола, как показывают исследования, приобщались впервые к спиртному под влиянием мужчин.

Однако, чтобы приобщиться к алкоголю в тех или иных трудных жизненных ситуациях (чтобы ситуация «сработала»), несовершеннолетний должен пройти соответствующую подготовку: попробовать спиртные напитки, испытать алкогольную эйфорию. Благоприятным условием такой подготовки служит пустое времяпрепровождение в застолье, компаниях, где несовершеннолетних побуждают пить наравне со взрослыми.

Несовершеннолетние, употребляющие алкоголь, стремятся объединиться в специальном ПТУ в группы для удовлетворения потребности в алкоголе. Поскольку, открытым путем получить спиртное нельзя, они встают на путь нелегального его приобретения, для чего вступают в недозволенные контакты с неустойчивыми в нравственном отношении лицами, которые по каким-то причинам (производственным, служебным и т. п.) могут быть на территории училища. За алкоголь и его заменители учащиеся, пристрастившиеся к нему, готовы прислуживать «авторитетам», выполнять за них все хозяйственные и другие грязные работы, расправляться с неугодными лицами и т. п. Нередко они проматывают одежду и обувь, обменивают ее на спиртные напитки. Алкоголизм может вести к хроническим язвенным болезням, другим соматическим заболеваниям, он имеет тесную связь с чифиризмом, токсикоманией и наркоманией.

Стремление приобрести алкогольные напитки или их заменители, употребить их в группе заразительно действует на остальную часть учащихся. Нередко «авторитеты» специально втягивают положительно зарекомендовавших себя учащихся-активистов в алкогольные эксцессы, чтобы скомпрометировать их и лишить возможности вести в училище борьбу с алкоголизмом.

Профилактика алкоголизма. Профилактическая работа в специальном ПТУ с лицами, употребляющими алкоголь и его заменители, должна проводиться на основе сочетания психолого-педагогических мер возействия с лечебно-профилактическими и режимно-профилакическими мерами. Это предполагает:

—           своевременное выявление и постановку на диспансерный учет всех учащихся, подлежащих противоалкогольному лечению, а также прошедших курс лечения и нуждающихся в поддерживающей терапии;

—           проведение предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и недопущение возможного отрицательного влияния на лиц, проходящих курс лечения, на других учащихся и пресечение проникновения в училище алкогольных напитков или их заменителей;

—           установление четкого порядка и очередности приема лечебных процедур и лекарств, постоянного контроля за прохождением курса лечения;

—           создание в коллективе учащихся морально-психологической атмосферы, благоприятствующей осуществлению активного лечения и проведению поддерживающей терапии (поддержка общественным мнением лиц, стремящихся избавиться от алкоголизма, осуждение и критика уклоняющихся от леченияния, а также учащихся, побуждающих неустойчивых к  употреблению алкоголя и его заменителей);

—           антиалкогольное воспитание всех учащихся, направленное на формирование трезвеннических установок, здорового образ жизни, показ социального, экономического, политического и нравственного вреда алкоголизма для общества;

—           развенчание чуждых нашему обществу теорий «культурного пития», социальной опасности алкогольных традиций и ритуалов;

—           проведение рациональной, индивидуальной и групповой психотерапии с лицами, склонными к употреблению алкоголя (находящимися на стадии бытового пьянства), а также с учащимися, страдающими алкоголизмом в ярко выраженных формах, направленной на внушение уверенности в избавление от болезней, побуждение активно и точно выполнять предписания врачей, усилием воли преодолевать возникшую потребность в алкоголе;

—           выявление и разобщение групп алкоголизирующихся учащихся;

—           выявление причин, мотивов и способов уклонения от лечения от алкоголизма и принятие к учащимся, страдающим этим заболеванием, индивидуальных мер лечебно-воспитательного воздействия (разъяснение и убеждение — к одним, решительное пресечение попыток уклонения — к другим, применение суровых дисциплинарных мер - к третьим и т. п.);

—           сочетание лечебно-профилактических мер с трудотерапией (определение учащимся вида работ и рабочего места в учебно-производственных мастерских с учетом состояния их здоровья, постоянный контроль за их деятельностью, вовлечение в социалистическое соревнование, где наряду с учебно-производственными показателями в обязательствах предусматривалось бы и выполнение предписаний врачей);

—           организация отдыха и досуга учащихся с учетом их интересов (вовлечение в спортивную работу, в кружки художественного и технического творчества, самодеятельность);

—           строгий контроль за получением учащимися посылок, передач, бандеролей от родных и знакомых, пресечение нелегального поступления алкоголя и его заменителей в училище во время свиданий с родными, через посторонних лиц.

В антиалкогольном воспитании учащихся необходимо широко использовать наглядную агитацию: стенды, сатирические листки, радио и световые газеты. Однако здесь недопустимы шаблон и формализм, которые наносят ущерб делу перевоспитания и лечения учащихся специальных ПТУ.

Таким образом, противоалкогольная работа в училище должна проводиться как с лицами, страдающими алкоголизмом или склонными к его употреблению, так и с теми учащимися, которые не являются алкоголиками. Если в отношении первых упор следует делать на пресечение развития алкоголизма и достижение устойчивых ремиссий, то в отношении вторых главное внимание нужно обращать на то, чтобы не допустить их приобщения к алкоголю, выработать у них прочные трезвеннические установки.

Антиалкогольное воспитание несовершеннолетних связано с преодолением ряда заблуждений и предрассудков, в силу которых многие из них считают умеренное употребление алкоголя не столько вредным, сколько полезным. Это снижает эффективность антиалкогольной пропаганды и профилактики алкоголизма в специальных ПТУ. Среди учащихся распространено мнение, что алкоголь поднимает настроение, облегчает контакты между людьми. Однако мало кто из них знает, что алкогольное настроение — разновидность наркотической эйфории, т. е. болезненного, чрезмерно приподнятого настроя, который быстро перерастает в сонливость, беспричинную озлобленность или раздражительность. Контакты лиц, употребляющих алкоголь, стихийны, неуправляемы, строятся на беспринципной основе и часто заканчиваются конфликтами.

Не выдерживает критики и второе заблуждение, что алкоголь — это средство, снижающее усталость, помогающее заснуть (снотворное). Хотя алкоголь н вызывает сонливость, но сон пьяного неглубок, не дает полного отдыха. Привыкание к такому «снотворному» быстро ведет к алкоголизму. Что касается снятия усталости, физического и психического напряжения, то постоянное употребление алкоголя с этой целью ведет к более частому возникновению усталости и более выраженному напряжению после алкогольных эксцессов.

Следует разъяснять учащимся, что нельзя считать алкоголь и стимулятором аппетита. Действительно, сразу после употребления алкоголя появляется аппетит, но со временем чувство голода притупляется, а аппетит исчезает полностью. У хронических алкоголиков атрофируется желудочно-кишечный тракт, такие люди, как правило, страдают язвенными и другими болезнями.

Попытка лечения алкоголем различных болезней также не имеет никаких научных оснований. Ни при каких болезнях (в том числе и простудных) алкоголь не может служить «лекарством», поскольку резко ослабляет сопротивляемость организма различным инфекциям. Нельзя использовать алкоголь и в качестве согревающего средства, предупреждающего якобы обморожение и замерзание. Именно алкоголь расширяет сосуды, усиливает теплоотдачу и ведет к быстрому переохлаждению организма и замерзанию человека.

Глубоко ошибочно положение, что алкоголь является полноценным продуктом питания. Наоборот, алкоголь не увеличивает физическую и умственную работоспособность, а существенно снижает ее.

Преодоление среди учащихся и их родителей (а также лиц, заменяющих родителей) указанных заблуждений является важным условием антиалкогольного воспитания, формирования установок на трезвый образ жизни. При этом антиалкогольное воспитание, профилактика дальнейшей алкоголизации учащихся в специальных ПТУ должны обладать солидным «запасом прочности», поскольку после выпуска из училища многие из них могут попасть в ситуации, провоцирующие алкогольные эксцессы. Вместе с тем надо заботиться и о том, чтобы после выпуска из училища несовершеннолетние не попадали в такие «провоцирующие» ситуации. Это достигается целой системой мер: закреплением за выпускником общественного воспитателя; помещением его в трудовой коллектив, способный выполнить функцию воспитателя; оздоровлением семейной обстановки; исключением влияния на него прежнего микроокружения и т. п.

 
« Пред.   След. »


Статистика

Rambler's Top100