Криминальная Россия
Главная
Гомосексуализм. Профилактика половой деморализации и половых извращений.
20.01.2017 г.
Гомосексуализм. Профилактика половой деморализации и половых извращений.
К девиациям (отклонениям) в сексуальном поведении и половым извращениям, которые имеются в закрытых учебно-воспитательных и исправительных учреждениях, относятся: половая патология, преимущественно в виде петтинга (взаимного раздражения эрогенных зон), гомосексуализма (сожительства лиц одного пола), различные виды половых извращений, связанных с принудительным манипулированием половыми органами партнера, и удовлетворение половой потребности в извращенной форме. Борьба с половой патологией, особенно в виде мужеложства, другими половыми извращениями в специальных ПТУ ведется постоянно.

Однако в силу возрастных особенностей (прежде всего юношеской гиперсексуальности), недостатков полового воспитания, а также незавершенности половой идентификации в психологическом смысле, под влиянием ситуативных факторов в специальных ПТУ имеются факты девиации в сексуальном поведении. Мастера производственного обучения, воспитатели, режимные и медицинские работники должны знать эти девиации, особенно такие опасные, как мужеложство, другие половые извращения, и вести с ними непримиримую борьбу, поскольку они во многом являются причиной других форм отклоняющегося поведения (самовольных уходов, самоповреждений, симуляций и агграваций болезней и т. п.).

Рассмотрим одну из основных форм сексуальной девиации— гомосексуализм, который может быть истинным (патологическим) и транзитивным (временным, проходящим). Причины патологического гомосексуализма согласно генетической теории определяются генетическими факторами. Сторонники неврогенной теории считают, что причиной патологического гомосексуализма является церебральное поражение некоторых отделов головного мозга. К возникновению гомосексуализма приводит также поражение нервной системы различными наркотиками и токсическими веществами.

Патологический гомосексуализм в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях встречается среди лиц, имеющих психические заболевания.

Согласно эндокринной теории возникновение гомосексуализма объясняется эндокринными нарушениями как в процессе жизни, так и в процессе внутриутробного развития. Однако объяснить факты патологического гомосексуализма только названными теориями нельзя. По-видимому, нарушения генного и эндокринного механизма, неврологические отклонения создают лишь патологические предпосылки для возникновения гомосексуального поведения. Провоцируют появление такой склонности особые условия жизни и воспитания, в процессе которых формировались определенные взгляды, нормы, ценности, установки, оправдывающие данный вид поведения.

Причиной возникновения транзитивного гомосексуализма, носящего не патологический характер, является, как полагают ученые, сексуальная изоляция лиц находящихся в закрытых учебно-воспитательных и исправительных учреждениях, отрицательное влияние окружающей микросреды, подражание другим, стремление таким способом самоутвердиться среди себе подобных и не оказаться в положении «обиженного» (пострадавшего от гомосексуальных притеснений человека, над которым совершен акт мужеложства). Таким образом, причины транзитивного гомосексуализма преимущественно носят социально-психологический характер.

Однако для понимания социально-психологических механизмов возникновения патологического и непатологического гомосексуализма следует отдельно рассматривать его формы (активную и пассивную), которые по-разному влияют на формирование личности, на ее статус в ближайшем окружении.

Если у активного гомосексуалиста-мужчины и пассивной гомосексуалистки-женщины формируется сектантское сверхценное отношение к другим, то мужчины, пострадавшие от мужеложства, и активные гомосексуалистки-женщины испытывают чувство неполноценности, ущербности, глубоко переживая свое падение.

Активные гомосексуалисты, если они не относятся к лидерам («вожакам» отрицательных групп), редко занимают верхние ступени в групповой иерархии, не пользуются уважением и доверием среди основной массы учащихся, но их положение достаточно высокое, а статус — устойчивый. С ними никто не хочет связываться и оспаривать их статус. В недалеком л лом случаи изменения данного статуса и смены ролей (например, роли активного гомосексуалиста на пассивного) наблюдались исключительно редко. Поэтому, определяя стратегию своего поведения, учащийся вынужден выбирать из двух зол меньшее. Активное гомосексуальное поведение по отношению к избранному партнеру является средством расправы над ним, его дискредитации, низвержения с занимаемой позиции «на дно» групповой иерархии.

Лица, ставшие жертвами насилия, объединяются в группы и таким же способом расправляются над теми, кто допустил над ними акт мужеложства. Такую смену ролей можно объяснить двумя факторами: во-первых, отходом современных правонарушителей от законов и норм, «тюремных» традиций, по которым человек, оскверненный актом совершенного над ним мужеложства, никогда не мог подняться вверх по лестнице групповой иерархии; и, во-вторых, влиянием зарубежной субкультуры криминальных сообществ, в которых смена ролей в гомосексуальных актах считается вполне нормальным явлением, поскольку все решают деньги.

В специальных ПТУ среди лиц мужского пола встречаются два способа Гомосексуализма: насилие и приучение партнера.

Насилие носит, как правило, групповой характер. В каждом таком акте в среднем участвуют по два-три активных гомосексуалиста, хотя пассивных гомосексуалистов больше, чем активных. Данные обстоятельства свидетельствуют о корпоративности активных гомосексуалистов, их большей организованности и сплоченности. Это проявляется в возникновении и распространении в корпорациях своих установок, норм, взглядов, оправдывающих активное гомосексуальное  поведение, оскорбительное отношение к пассивным гомосексуалистам и всем окружающим людям. Все это отражается в жаргоне, кличках, традициях и групповых ценностях. Например, самое большое оскорбление личности — это назвать подростка, используя жаргон, пассивным гомосексуалистом, что нередко кончается не просто драками и конфликтами, а более тяжкими последствиями.

Наряду с насилием как способом гомосексуального поведения в закрытых учебно-воспитательных заведениях встречается и способ приучения активными гомосексуалистами своих партнеров путем различных обещаний, посулов, подкупа и т. п.

Особо следует сказать о других половых извращениях (ст. 120 УК РСФСР), заключающихся в удовлетворении половой потребности путем непристойного прикосновения к телу несовершеннолетнего, имитации с ним полового акта, понуждения потерпевшего совершать различные манипуляции с половыми органами преступника и тому подобных действиях.

Половые извращения унижают личность, наносят ей моральный ущерб. Они служат средством расправы отрицательно направленных лидеров над неугодными. Половые извращения, в том числе и мужеложство, уголовно наказуемы. Однако следует отличать от развратных действий простое возрастное любопытство и склонность манипулировать своими половыми органами без нанесения морального ущерба другим. В профилактической работе с такими подростками нужны такт, осторожность, осмотрительность.

В профилактике гомосексуализма следует учитывать как патологические, так и не патологические, переходные, возрастные формы его проявления. Если в отношении патологического гомосексуализма на первое место выдвигаются меры медицинской профилактики (лечение), то в предупреждении непатологического гомосексуалима, как и других развратных действий, основную роль играют воспитательные меры, контроль за поведением учащихся, занятие их свободного времени интересной, разнообразной деятельностью, а для этого необходимо знать условия, места и обстоятельства приобщения учащихся к гомосексуализму и другим развратным действиям.

Изучение случаев мужеложства, как и других развратных действий, в специальных ПТУ показало, что многие из учащихся приобщились к сексуальному поведению в специальных школах, интернатах, приемниках-распределителях, следственных изоляторах. Способствовали этому следующие обстоятельства: отсутствие нормальных бытовых условий, незанятость свободного времени несовершеннолетних, нарушение правил раздельного содержания несудимых и ранее судимых в следственных изоляторах и приемниках-распределителях, а также оживающие кое-где «тюремные» традиции.

Как правило, половые извращения, в том числе и гомосексуализм, встречаются там, где учащиеся лишены минимальной психологической защиты, где существуют враждующие друг с другом асоциальные и криминогенные группы. Объектами полового насилия становятся слабые в физическом и психологическом отношении лица, «нечисто» прошедшие «прописку», не умеющие держать данное группе слово, неспособные постоять за себя, а также нарушители групповых неписаных норм, злостные неплательщики долгов.

Работу по профилактике гомосексуализма и других половых извращений необходимо начинать с первого часа пребывания подростка в училище. У новичков следует выяснить, как они доехали, были ли среди них в приемниках-распределителях случаи гомосексуализма и других половых извращений, есть ли среди прибывших враждующие лица и группировки, осторожно и тактично установить: нет ли среди прибывших активных и пассивных гомосексуалистов и лиц, склонных к развратным действиям, не находится ли кто из «обидчиков» в данном училище.

Особым направлением в профилактике гомосексуализма является кропотливая индивидуальная работа с «обиженными». Как показывает практика, категория этих лиц неоднородна. Одни из них свыклись со своим унизительным положением и не протестуют, поскольку не имеют поддержки у коллектива и администрации; другие скрывают факт совершенного над ними насилия и живут в постоянном страхе разоблачения; третьи сами начинают притеснять более слабых, мстить «за свою обиду». Психология личности «обиженного» сложна и противоречива: под влиянием издевательств или угрозы разоблачения у них возникают и развиваются комплекс неполноценности, патологические черты характера, снижаются самооценка и уровень притязаний. Особенно это характерно для психически неразвитых, слабовольных, нерешительных, трусливых, не умеющих или боящихся дать отпор тем, кто глумится над ними.

Стремление «обиженных» постоять за себя, реабилитироваться в глазах других служит причиной возникновения межличностных конфликтов и драк. Зная, что мастер производственного обучения, воспитатель часто не вникают в причины драк и конфликтов, наказывая в первую очередь тех, кто их первыми начинает, активные гомосексуалисты и лидеры из «авторитетов» своими насмешками, издевательствами вызывают «обиженных» на конфликт, за что последние получают дисциплинарное взыскание. Поэтому часть «обиженных» оказывается вдвойне притесненной: со стороны учащихся и педагогов. Они лишаются таким образом, даже минимальной психологической защиты. Это и приводит их порой к действиям, имеющим, как отмечалось выше, тяжкие последствия (попытки самоубийства, самовольное оставление училища и др.).

Выявление «обиженных» — дело весьма сложное, тонкое, деликатное, поскольку свое «падение», как отмечалось, многие из них тщательно скрывают. Некоторые руководители училищ» обнаружив факт гомосексуализма, других половых извращений, не знают, как поступить, пытаются решить проблему путем перевода «обиженного» в другой коллектив или любыми способами избавиться от него. Однако эти меры не решают проблемы, если в данном училище остаются активные гомосексуалисты и лица, склонные к развратным действиям, которые не привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законом. На смену убывшим появляются другие «обиженные» из числа новичков. Такие переводы неэтичны и по отношению к тем воспитателям, которым придется работать с указанными лицами. Кроме того, среди несовершеннолетних правонарушителей достаточно прочно налажена взаимная информация. Стоит «обиженному» появиться в новом коллективе (даже. в другом специальном ПТУ), как о нем становится все известно.

В борьбе с гомосексуализмом, другими половыми извращениями нужен особый такт. Касаясь интимных сторон жизни учащегося, следует сохранить ее в тайне от окружающих, а это, как отмечено выше, одна из трудных проблем.

За теми, кто является объектом притеснения и глумления, подвергается развратным действиям и мужеложству, необходимо закреплять шефов, вменяя им в обязанность защиту этих лиц от притеснений «обидчиков». Следует также помнить и учитывать своеобразие реакции части учащихся на действия педагогов по защите «обиженных» и наказанию «обидчиков». Порой открытая защита «обиженных» приводит к тяжким последствиям, поскольку «обидчики» мстят им за такую защиту со стороны администрации, начинают притеснять «обиженных» и другие учащиеся. Действуют они осторожно, изощренно, доводя «обиженного» до того, что он избегает помощи мастера производственного обучения, воспитателя или иного сотрудника училища, опасаясь стать еще более презираемым человеком — «доносчиком». В такой ситуации учащийся может совершить членовредительство, самовольно оставить училище и т. п.

Главным социально-психологическим условием успешной профилактики половых извращений и мужеложства в специальных ПТУ является создание общей морально-психологической атмосферы защищенности личности в коллективе, формирование гуманных и доброжелательных отношений в среде учащихся.

Непременным условием успешной профилактики половых извращений и мужеложства служит решительное пресечение всяких действий, унижающих и оскорбляющих личность учащегося, исходящих от любого члена коллектива. Существенную помощь в этом деле может оказать актив, если помочь ему обеспечить превосходство над отрицательно настроенными группировками.

Исследования и практика показывают, что пассивных гомосексуалистов не уважают в коллективе за то, что они не умеют и не могут постоять за себя, позволяют глумиться над собой. Поэтому формирование у слабовольных и новичков установки постоять за себя, уметь давать отпор притеснителям — существенное условие в профилактике мужеложства и половых извращений.

Случаи гомосексуальных проявлений можно существенно сократить, если вовлечь всех учащихся в полнокровную жизнь коллектива, в занятия физкультурой и спортом, разнообразно и интересно организовать их досуг, постоянно контролировать их поведение и места, где могут быть совершены гомосексуальные акты. Это во многом зависит от состояния службы режима.

Покажем на примере действие всех элементов системы профилактики мужеложства и иных половых извращений. С бытием в училище новой группы несовершеннолетних было установлено, что над новичком Р. в приемнике-распределителе был совершен акт мужеложства. В училище Р. прибыл озлобленным, организовал из других «обиженных» группу, которая вынашивала план мести прибывшим позднее в данное училище «обидчикам». Своевременное выявление групп «обидчиков» и «обиженных» позволило принять необходимые меры. «Обидчики» были привлечены к уголовной ответственности, а над «обиженными» активисты установили шефство. С новичками была проведена соответствующая профилактическая работа. Установили контроль за всеми «укромными» местами в училище, учебно-производственных мастерских, школе и других местах; разнообразно и интересно организовали досуг учащихся, занятия физкультурой и спортом (стали проводиться «Дни здоровья»), организовали в перерывах между уроками большую перемену для занятия физкультурой, а также ввели производственную гимнастику в учебно-производственных мастерских. С учащимися были проведены беседы о последствиях половой патологии для «обидчиков» и «обиженных», об опасности заболевания СПИДом. О приговоре суда над «обидчиками» коллектив был подробно информирован. Сложившиеся традиции, ритуалы, активная работа органов ученического самоуправления позволили исключить случаи половых извращений и мужеложства среди учащихся.

 

Важное место в выявлении гомосексуализма занимает медицинская профилактика гомосексуализма, которая, как показывает опыт, включает в себя четыре раздела:

1. Выявление лиц, склонных к половым извращениям (в частности, к гомосексуализму). Все вновь прибывшие учащиеся должны пройти тщательное медицинское обследование, в процессе которого выявляются лица, активно жившие ранее половой жизнью. Все они берутся на учет, как лица, от которых можно ожидать половых извращений. Проводится освидетельствование тех учащихся, о которых есть сведения о том, что они склонны к гомосексуализму.

2. Наблюдение за лицами, склонными к гомосексуализму. Учащиеся, взятые на медицинский учет, периодически осматриваются психоневрологом и другими специалистами (обычно при массовых медицинских календарных осмотрах, посещениях ими медико-санитарной части), с ними проводятся индивидуальные беседы о половом воспитании, физиологии организма, о безвредности половых воздержаний, вреде половых извращений, их влиянии на нравственность и психическое здоровье человека. Если подросток обращается сам к психоневрологу с просьбой помочь подавить естественное влечение к женщине, избавиться от петтинга, вуаберизма, онанизма, то специалист должен дать надлежащие советы, в необходимых случаях назначить лекарственные препараты для снятия острого- полового возбуждения.

3. Лечение гомосексуализма. Как патологический, так и непатологический гомосексуализм излечим. Одним из средств его лечения является психотерапия (рациональная — путем убеждения, суггестивная — путем внушения в состоянии бодрствования и аутогенная тренировка). Учащимся внушается неприемлемость полового удовлетворения в извращенной форме. Они подробно инструктируются о режиме учебы и отдыха, труда и занятиях физкультурой и спортом, об обязательном физическом утомлении перед сном, о необходимости полного воздержания от различных половых эксцессов, в чем им помогут советы врача. Удлиняя сроки встреч с учащимися, врач в результате беседы с ними добивается того, что его пациенты учатся владеть собой и длительное время воздерживаются от половых актов в извращенной форме. Это помогает учащимся укрепить веру в свои силы.

С лицами, занимавшимися гомосексуализмом, проводится 10—12 сеансов внушения. Первые сеансы — ежедневно, последующие — через два-три дня, в дальнейшем проводится поддерживающая психотерапия (один-два сеанса в месяц в течение года). «Психотерапия более эффективна при пассивной форме женского и активной форме мужского гомосексуализма и мало эффективна при активной форме женского и пассивной форме мужского гомосексуализма». Однако, врачу следует проводить сеансы психотерапии и с пассивными гомосексуалистами мужского пола для снятия у них тревожно-мнительного состояния, поддержки сильных сторон личности, внушения уверенности в себе.

В лечении патологического гомосексуализма используется гипнотерапия в комплексе с поэтапным перевоспитанием личности в процессе общественно полезного труда, учебы, установленного для специальных ПТУ режима и организации политико-воспитательной работы. В результате чего у учащихся вырабатывается равнодушное отношение к лицам своего пола. Применяются также методы условнорефлекторного лечения апоморфином в сочетании с показом фотографии объекта влечения, чтобы вызвать рвотную реакцию, как и при лечении алкоголизма. Могут быть использованы и фармокологические психотерапевтические методы лечения.

4. Психогигиеническая профилактика половых извращений. Главное назначение психогигиенической профилактики сохранение и укрепление психического здоровья несовершеннолетних. Существенное значение в профилактике половых извращений имеет правильное психогигиеническое воспитание в сочетании с укреплением физического здоровья. Большое внимание в работе с несовершеннолетними должно уделяться организации отдыха, занятиям физкультурой и спортом, использованию принципа сублимации (переключения энергии) учащихся с сексуально окрашенных объектов на безразличные. Наглядным примером здоровых в половом отношении людей должны служить для учащихся сами сотрудники специального ПТУ, их межличностные отношения.

Большое значение в профилактике половых извращений имеют умело организованные лекции и беседы о половом воспитании, роли мужчины в семье, об опасности венерических заболеваний, заболеваний СПИДом.

Лекции и беседы следует проводить в небольших аудиториях (10—12 человек), используя современный научный материал, создавая непринужденную доверительную обстановку.

Причины заражения СПИДом — случайные половые связи, мужеложство, использование шприцев при введении наркотиков в вену. Если венерические заболевания отражаются на здоровье потомства, то СПИД на современном этапе развития медицинской науки является неизлечимой болезнью.

В половом воспитании и борьбе с половыми извращениями есть много сложных проблем. Среди них особое значение имеет чуткое и бережное отношение воспитателей и других сотрудников училища к первой юношеской любви, которая в условиях изоляции подростков специального ПТУ обычно проявляется в их интенсивной переписке с объектом поклонения. В целях полового воспитания важно пройти с учащимися курс «Этика и психология семейной жизни», дифференцируя занятия с учетом возраста учащихся и их сексуального опыта, избегая ханжества, полуправды в изложении материала.

Половое просвещение учащихся является одним из важных аспектов нравственного воспитания личности и подготовки ее к семейной жизни. В изучаемом курсе сексологическая информация должна представляться более широко, полно и последовательно, нельзя половое воспитание подменять примитивным и пошлым морализированием. Важная роль здесь отводится психологу, психиатру, воспитателям. Многое могут сделать учителя школы на уроках литературы, во внеклассной работе по пропаганде произведений художественной литературы, современных кинофильмов, в которых раскрываются отношения между представителями обоих полов.

 
« Пред.   След. »


Статистика

Rambler's Top100