Криминальная Россия
Главная
Инфантилизм
20.01.2017 г.
Инфантилизм
Инфантилизм - один из видов отклонений, заключающийся в отставании в развитии, позднем созревании личности, ее незрелости, когда физический и духовный облик, черты характера не соответствуют паспортным данным, отстают от них.

По данным Н. И. Фелинской, в специальных ПТУ инфантилизм обнаружен у 17% обследованных учащихся. Поэтому воспитательно-коррекционная работа с этой категорией несовершеннолетних, направляемых в специальные ПТУ, стоит весьма остро.

Различают физический и психический инфантилизм. Эти виды инфантилизма часто связаны с различными нарушениями генетического аппарата и как следствие — с замедлением биологического созревания, сопровождаясь обычно инфантилизмом социальным.

Однако и при нормальном физическом и психическом развитии может наблюдаться социальный инфантилизм как разновидность социальной патологии. Инфантильный в социальном отношении юноша — это «недоросль», человек с затянувшимся детством. Инфантилизм проявляется весьма многообразно: в поведении, действиях учащегося, несоответствующих его возрасту, или суждениях, взглядах, высказываниях, отличающихся незрелостью, а также в психических состояниях и переживаниях, свойственных детям, и т. п.

Инфантилизм учащегося специального ПТУ чаще всего проявляется в беспечности, беззаботности в отношении к своим обязанностям, поверхностных суждениях, в нарушении сдерживающих механизмов при исполнении личных желаний, в недоразвитости чувства ответственности за свое поведение. Инфантильные учащиеся очень подвижны и непоседливы на уроках, берутся за работу, затем ее бросают, переходят к другой. Интересы и внимание неустойчивы. Учащиеся могут быстро схватывать объяснения педагога, мастера производственного обучения, но не вдумываются в него, не доводят задание до конца. Часто они нарушают требования режима, учебную и трудовую дисциплину: ходят по классу, разговаривают, бросают свое рабочее место в мастерской, увлекаются посторонними делами и т. п. Среди них можно встретить и слишком обидчивых, застенчивых, легко поддающихся внушению, которых более зрелые учащиеся нередко эксплуатируют, обирают.

Когда говорят об инфантилизме социальном, надо иметь в виду, что он может проявляться как в нравственной, так и правовой сферах жизни учащегося в виде:

— безразличного отношения к нормам морали и права, нетребовательного, снисходительного отношения к себе и другим, отсутствия готовности и умения бороться за соблюдение норм социалистического общежития;

— правового и нравственного негативизма, т. е. оценки моральных и правовых запретов, существующих в обществе, как несправедливых, активного аморального и противоправного поведения.

Инфантильный в нравственном и правовом отношении учащийся не переживает чувства раскаяния за совершенное правонарушение и преступление, отрицательно относится к требованиям режима специального ПТУ, принудительным мерам воспитательного характера, требованиям воспитателей, мастеров производственного обучения. Он не переживает вины, поскольку она для него не существует.

Наиболее распространенной формой проявления инфантилизма среди учащихся специальных ПТУ является несуразность поведения подростков.

Причинами инфантилизма физического и психического считаются неблагоприятные условия внутриутробного развития ребенка и некоторые заболевания мозга. На его возникновение влияют перенесенные в детстве инфекционные заболевания, нарушения трофики и желез внутренней секреции, расстройства пищеварения и недостатки питания, вызывающие замедления в развитии. Способствуют возникновению физического и психического инфантилизма также неблагоприятные условия жизни и быта ребенка.

Причины социального инфантилизма надо искать в нарушениях индивидуального формирования личности. Это может быть следствием ошибок в воспитании ребенка в семье, недостатков в работе воспитательных учреждений, где находятся несовершеннолетние (детский сад, школа, профтехучилище, пионерский лагерь и т. п.).

В современных условиях преобладающей причиной социального инфантилизма становится гиперопека в воспитании, выражающаяся в отношении к подростку, как к маленькому ребенку, в ограничениях самостоятельности его личности, что порождает у него иждивенчество, безответственное поведение. Такое воспитание ведет к гипертрофированному развитию потребностей, формированию потребительского отношения к жизни, эгоизма, вещизма, легкомысленного отношения к своим обязанностям.

Причиной социального инфантилизма может быть авторитарное отношение к ребенку, которое ведет к подавлению его стремления к самостоятельности, к потере веры в собственные силы, развивает пассивное отношение к окружающей среде. Такие люди долго остаются в жизни непрактичными, не умеют сопротивляться вредным влияниям.

Каковы же основные направления работы с инфантильными учащимися?

На первый план выдвигается проблема индивидуальной работы с каждым инфантильным учащимся. Прежде всего надо выявить лиц, страдающих инфантилизмом, создать для них благоприятные условия в микросреде учащихся, организовать их правильное воспитание. В целях ускорения психического и физического развития нередко приходится прибегать к специальным медицинским мерам, применению общеукрепляющих и тонизирующих средств по назначению и под наблюдением врачей.

В процессе обучения важно также применять систему дидактических мер: специальные приемы для привлечения и поддержания внимания инфантильных учащихся на уроках, возбуждение интереса к изучаемому предмету и т. п. Этих лиц приходится терпеливо учить; навыкам и умениям учебной и трудовой деятельности, воспитывать привычки коллективного поведения.

Следует также проводить серьезную предупредительную работу; не допускать насмешек и издевательств над этими учащимися, опекать их, пресекать различные выходки по отношению к ним со стороны отрицательно настроенных учащихся; создавать благоприятные режимные условия, организовывать усиленные физические занятия, обеспечивать их улучшенным питанием.

Лиц с сильно выраженным инфантилизмом, неспособных к овладению предлагаемой в специальном ПТУ профессией, необходимо в установленном порядке (после прохождения медицинской комиссии, решения комиссии по делам несовершеннолетних и органа народного образования) направлять во вспомогательную школу.

Иное отношение требуется к лицам с признаками социальной инфантильности. Все усилия должны быть направлены на осознание ими совершенного правонарушения, воспитание (пробуждение) чувства ответственности, разумного отношения к своим потребностям. Преодолеть такой недостаток можно путем постоянного контроля мастеров производственного обучения, педагогов, воспитателей за доведением инфантильных учащихся, повышенного требования к ним, постепенного усложнения самостоятельных заданий и поручений, включения их в работу органов ученического самоуправления.

Встречаются учащиеся, которые спекулируют своей незрелостью, социальной инфантильностью, отказываются от поручений, общественной работы, не выполняют учебные и производственные задания. С таким ложным инфантилизмом, прикрывающим лицо эгоиста и индивидуалиста, следует решительно бороться путем разоблачения их индивидуалистических устремлений, повышения требовательности, ужесточения режимных условий содержания.

 
« Пред.   След. »


Статистика

Rambler's Top100